В сентябре 2004 года на Парижском автосалоне дебютировало второе поколение Ford Focus. Производство автомобиля первоначально началось в октябре 2004 года на головном заводе для Focus в Саарлуи (Германия) и в Валенсии (Испания), весной 2005 года — в России (завод во Всеволожске), в КНР и на Тайване. Базируется автомобиль на платформе концерна Ford – С1, которая уже дала жизнь таким моделям как Ford Focus C-MAX, Mazda3 и Volvo S40/V50. Визуально он смотрится солиднее предшественника. И дело здесь не только в кузовной стилистике. Второе поколение шире и длиннее (на 50 мм) первого. Колесная база увеличена на 25 мм, колея — на 40 мм. Колеса теперь — на 15, 16 или 17 дюймов. Вот почему в салоне так просторно даже задним пассажирам. А покатая крыша, придающая облику автомобиля стремительность, находится достаточно высоко над головами пассажиров.
Таком образом, в России с конца лета 2005 года предлагается только новый Ford Focus II местной сборки с кузовами 5-дверный хэчбэк (3-дверный хэчбэк – с августа 2005), седан и универсал в четырёх фиксированных комплектациях: Ambiente (ПБ водителя, центральный замок, иммобилайзер, регулировка рулевой колонки по вылету и углу наклона); Comfort (дополнительно кондиционер с режимом циркуляции воздуха и электропривод); Trend (дополнительно бортовой компьютер, противотуманные фары и улучшенный интерьер) и Chia (дополнительно отделка салона алюминием и кожей, полный набор ПБ, включая боковые, центральный замок с ДУ, охлаждаемый перчаточный ящик, магнитолу Sony и др.). За доплату предлагают ABS и система динамической стабилизации IVD, двухзональный климан-контроль, биксеноновые фары, парктроник, аудиосистема с многофункциональным сенсорным дисплеем (всего 6 вариантов), три вида литых дисков и возможность установки голосового управления мобильным телефоном.
В Российскую комплектацию также вошли защита моторного отсека, усиленные диски и шины, защита порогов, брызговики и полноразмерное запасное колесо. Гамма двигателей для России: 1,4 л R4 16 V (80 л.с.); 1,6 л R4 16V (100 л.с.); 1,6 л R4 16V Duratec Ti-VCT с изменяемыми фазами газораспределения (115 л.с.); 2,0 л R4 16V (145 л.с.) и впервые для российского рынка – турбодизель Duratorg 1,8 л R4 16V (115 л.с.). Выбор КП – 5-ступенчатая «механика» (две модели, IB5 и MTX75) или 4-ступенчатый адаптивный «автомат» Durashift-ECT (только для 1,6 л). Для европейского рынка Focus II оснащают также турбодизелями TDCi объёмом 1,6 л R4 16V в версиях 90 л.с. или 109 л.с., а также 2,0 л R4 16V 136 л.с.
В профиль новый Focus выглядит стильно и гармонично. Каждый элемент его дизайна имеет и функциональное предназначение. Так, козырек над задним стеклом оптимизирует воздушный поток. Даже боковые зеркала тщательно проработали и это сказалось на акустическом комфорте. В соответствии с наружностью интерьер второго Focus стал серьезнее. Фундаментализм подчеркивается не только архитектурой внутреннего убранства, но и качеством отделочных материалов. Так, передняя панель теперь выполнена из эластичного пластика. «Фордовские» инженеры придумали еще и регулируемый педальный узел. Он «подъезжает» к сидению на 50 мм. В целом все эстетично и удобно.
В интерьере все добротно, основательно и современно. В первую очередь это заслуга более высококачественных материалов. Очень неплохо смотрится комбинированный салон со светлым «низом» и добротный материал сидений. Кроме того, салон лишился острых граней, присущих Focus первого поколения. Из приятных мелочей – выросший до 12 литров бардачок, также к услугам пассажиров – подстаканники, отсеки для бумаг и лампы подсветки. Найдется куда положить мелкие вещи – рядом с сидениями есть отсеки. Задний диван вполне удобный, на нём можно устроится втроем.
Объем багажника вырос на 10% до 385 литров (1.245 литров при сложенных сиденьях) на хэтчбеке и до 475 литров (1.525 литров при сложенных сиденьях) на универсале. Руль на регулируемой по двум направлениям рулевой колонке тоже на уровне. К слову, усилие на нем можно менять, выбрав в настройках бортового компьютера подходящий режим. В Focus II можно выбрать любой из трех режимов электроусилителя: спортивный, стандартный, комфортный. В режим «Спортивная» руль становится чуточку туже и обратная реакция в повороте более отчетлива. Режим «Комфортный» явно с прицелом на город: в этом режиме руль легкий. В «Стандартном» режиме можно ездить все оставшееся время.
Подвеска достаточно комфортна. Ford Focus II отлично проходит неровности, быстро справляется с колебаниями, четко стоит в повороте. Тормозные механизмы, сохранившие преемственность, адекватно и надежно замедляют автомобиль без траекторных искажений.
Безопасность обеспечивают: боковые занавески и надувные подушки безопасности, которые надуваются от передней до задней стойки. В рейтинге Euro NCAP Focus II признан самым безопасным автомобилем в классе.